Автор Н.В.Борисенко.
Руководитель постоянного представительства Алтайского края при Правительстве РФ Николай Владимирович Борисенко родился 13 ноября 1955 года в селе Рассказиха Алтайского края. В 1977 году окончил Новосибирское высшее военное командное училище МВД СССР, в 1990 году – Военно-политическую академию им. В.И.Ленина. В течение 26 лет служил в органах Министерства внутренних дел СССР и РФ.
После увольнения в 1999 году из органов МВД РФ работал директором Центра экстренной психологической помощи МЧС России, исполнительным директором Института профессиональной переподготовки при Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ). С 2002 года по май 2006 года работал специалистом-экспертом в Информационно-консультационном и учебном центре социальной адаптации военнослужащих, увольняемых и уволенных из рядов Вооруженных Сил РФ “Россия – НАТО”.
С 2004 года Николай Борисенко был помощником председателя Комитета по обороне Государственной Думы Федерального Собрания РФ. В мае 2006 года назначен руководителем постоянного представительства Алтайского края при Правительстве РФ.
Николай Владимирович – кандидат психологических наук, награжден медалью ордена “За заслуги перед Отечеством II степени”. Имеет ряд публикаций по психологии управления, участвовал и выступал в международных семинарах в Санкт-Петербурге, Брюсселе и Стамбуле.
Женат. Имеет двух детей: сына и дочь.
ВВЕДЕНИЕ В ЭКПЕРТИЗУ
С середины 90 – х годов ХХ века в средних общеобразовательных школах России изучался курс «Граждановедения» по одноименному учебному пособию автора Я.В.Соколова. В некоторых школах предмет «Граждановедение» по учебным пособиям этого автора изучается и в настоящее время. Данный курс, судя по названию, призван воспитывать ответственную гражданскую позицию у подрастающего поколения. Однако на деле происходит все наоборот. Серьезные нарекания вызывают многие разделы и параграфы учебно-методических изданий по данному курсу, отдельные из которых насыщены антигосударственными, антироссийскими позициями и постулатами. В качестве примера можно привести фразу из введения учебника для 6-го класса, выполненного в форме обращения автора к учащимся (с.3): «У кого-то случилась настоящая беда. Сына призвали в армию исполнять священный долг по защите Отечества.», и т.д. Отдельного внимания заслуживает параграф № 20 этого же учебника – «Токсикомания и наркомания», по тексту которого совместно со специалистами из Комитета по безопасности Государственной Думы РФ проведена психологическая экспертиза.
Результаты экспертизы показывают, что в тексте параграфа применены техники психологического воздействия на учащихся, целенаправленно программирующие детей на употребление наркотиков и других психоактивных веществ.
Результаты данной экспертизы были доведены до Министра образования РФ В.М.Филиппова 15 сентября 2000 года в ходе пленарного заседания Государственной Думы РФ во время Правительственного часа. В октябре прошлого года состоялся Федеральный экспертный совет Минобразования по учебно-методическому комплекту «Граждановедение» для 5-7 классов, на котором было принято решение: учебно-методический комплект «Граждановедение» для 5-7 классов общеобразовательных учреждений авторского коллектива под руководством Я.В.Соколова нуждаются в серьезной переработке и в настоящем виде не могут быть рекомендованы для подтверждения грифа Минобразования Российской Федерации (прилагается).
Ниже следующий материал представляем в качестве информации для учителей, директоров школ и других сотрудников образовательных учреждений, управлений и департаментов образования федеральных и региональных органов государственной власти.
Заключение
по результатам психологической экспертизы:
Соколов Я.В. Граждановедение. Учебное пособие для учащихся 6 классов, их родителей и учителей. – М.: Научно-внедренческий Центр «Гражданин», 1997. – 160 с.: ил.
Параграф 20 «Токсикомания и наркомания».
Краткая характеристика учебного пособия.
Данное учебное пособие является частью учебного комплекта для 5-10 классов. Состоит из 5 разделов, 20 параграфов. Каждый параграф формально имеет собственное дидактическое обеспечение, в которое входят следующие разделы:
- небольшой по объему текст на заявленную тему. Текст обильно снабжен выдержками из литературных произведений и просто примерами из жизни, вытекающими из них вопросами. Далее следуют вопросы и задания по тексту;
- «Прочти и подумай». Обычно это конкретный пример либо выдержка из публицистической статьи;
- «Познай людей и самого себя». Здесь предлагается ученикам выполнить практические задания, например, составить и распространить анкету;
- «В мире мудрых мыслей». Это афоризмы, высказывания известных и не очень известных людей;
- «Темы сообщений и сочинений»: 2-3 сформулированных названий тем;
- «Попытайтесь поспорить». Обычно это 2-3 спорных заявления или предложения, имеющих хождение в народе в качестве мифов или ложных истин;
- «Словарь». В нем дается информация об авторах, цитаты из произведений которых использовались в предыдущих разделах, приводятся пояснения некоторым понятиям.
Содержательно ни одна из тем учебника полностью не раскрывается. Этого и не может произойти хотя бы потому, что слишком мало полезной площади учебника выделено на все темы. Например, параграф «Токсикомания и наркомания» со всеми разделами изложен всего на семи страницах. Содержание параграфов крайне примитивно и ущербно. Заявленная тема лишь обозначается, но не раскрывается. Многочисленные разделы параграфа создают иллюзию достаточно полного дидактического обеспечения, что позволяет учителям соответствующим образом не готовиться к каждому занятию и многое в течении урока отдавать на стихийно развивающийся процесс. Причем в данном процессе действительно подлинные, правильные и истинные ценности в виде ориентиров просто не расставлены. Наоборот, предлагаемые темы сообщений и сочинений, практических заданий, вброшенные изречения, пословицы и поговорки для организации учебных споров (раздел «попытайтесь поспорить»), наводящие вопросы, приводимые примеры есть не что иное, как ложная ориентировка во всех хитросплетениях заявленной темы, приводящая к результату, прямо противоположному декларируемой цели. Например, на странице 37 автор просит учащихся обосновать свою точку зрения по вопросу: что полезней человеку в его стране – равенство или равноправие? При этом в качестве подсказки приводит свою аргументацию следующего содержания: «Не забудьте, что не все люди талантливы, не все от природы очень умны, а бизнесом могут заниматься только 3-4 % населения» (выделение сделано по тексту учебника).
Позиция ответственного гражданина своего государства на занятиях, если их проводить по данному учебнику, у учащихся формироваться не может. В отдельных случаях идет прямое подстрекательство на несоблюдение действующего законодательства в будущем, когда дети станут взрослыми (например, законов «Об обороне», «О военной службе и воинской обязанности» и др.).
Полностью игнорированы закономерности психического развития детей. Например, в учебниках пятого-шестого классов присутствуют темы, предусматривающие обсуждение вопросов «о жизни и смерти».
Сквозные идеи, проходящие через весь учебник:
- примитивизм теоретических посылок, показа жизненного опыта, меркантилизация. Отдельные примеры перенесены из американской действительности;
- чувствуется ненависть автора учебника к России, лишение страны какого-либо уважительного прошлого (например, Россия недавнего прошлого называется не иначе, как страна Шариковых: с. 36).
Негласные социально-значимые учебно-воспитательные цели данного учебника, которые должны быть ему присущи по определению (как и любому другому) входят в противоречие со средствами их достижения. Подлинные цели и задачи, которые поставили создатели данного учебного пособия, встраиваясь в открытый и благородный по своей сути социальный образовательно-воспитательный процесс подрастающего поколения, достигаются скрытыми психологическими технологиями.
Построение информационных текстов учебника основано на знании социокультурной и психологической среды коммуникаторов (учащихся 6 классов), особенностей их языковых средств. Используется большой арсенал скрытых технологий воздействия, какие только можно реализовать в печатном тексте, изредка подкрепляя их незамысловатыми иллюстрациями в виде карикатур: актуализация одних смысловых оттенков и нейтрализация, замалчивание других, проявление колебаний, смещений, сдвигов в семантике слов, словосочетаний, в смысловом содержании предложений. Применяются психотехники нейро-лингвистического программирования.
Техники скрытого психологического воздействия, применяемые в 20 параграфе учебника «Токсикомания и наркомания».
Не смотря на то, что автор учебника не может открыто призывать учащихся к наркомании и токсикомании, текст параграфа предельно насыщен суггестивными воздействиями, намеренно направленными на приобщение учащихся к употреблению наркотиков. Использование скрытых техник делает вероятность достижения намеченного результата еще более реальной, так как объектом воздействия в этом случае становится подсознательная сфера детей.
Далее раскрытие применяемых психотехник будем осуществлять прямо по тексту параграфа.
1. Техника «Банальные истины и неопределенные обозначения».
Текст: «В одном классе городской школы училась группа подростков. Они жили в разных домах. Один из них тяжело заболел токсикоманией. Он пристрастился к «нюхачеству» на чердаке дома вместе с такими же «любителями мультиков». Когда ему стало совсем плохо, его начали раздражать слишком жизнерадостные лица одноклассников. И он предложил некоторым из них «нюхнуть». Те согласились. После первой пробы нашлись те, кто не хотел продолжения. Но он старательно уговаривал, соблазняя все новыми «глюками». И своего добился. Чего и почему добивался юный токсикоман?» (выделено в учебнике).
Данный прием называют еще «трюизмом». Означает, что вполне определенные инструкции маскируются под банальные истины, простые рассуждения. Первые три предложения приведенного текста находятся в строгом соответствии с действительностью. С содержанием этих предложений невозможно спорить, и вслед за «да», полученными от этих банальностей, следуют инструкции: да, многие школьники приобщаются к «нюхачеству» в погоне за «мультиками»; да, когда некоторым школьникам предлагают «нюхнуть», обычно все соглашаются (то есть, на первую пробу идут все без исключения); да, могут найтись те, которые не захотят продолжать нюхать, но соблазняясь новыми «глюками», и они в конце концов соглашаются.
Данные инструкции подкрепляет визуальный ряд: чуть выше данного текста помещен мультипликационный рисунок озлобленного вида зверьков, изображающих известных героев детских телепередач – Каркуши, Степашки и Хрюши в окружении шприца, таблеток, полиэтиленового пакета. Эти персонажи говорят: «У нас, у глюков свои мультики… И никаких «спокойных ночей» не будет!!!». Подтекст: мы тоже когда-то были маленькими, но теперь уже выросли, подтягивайтесь и Вы к нам.
Отдельного внимания заслуживает выделенный вопрос в конце примера, и конкретно сочетание двух слов – юный токсикоман. Здесь идет смысловое смещение в позитивную сторону через слово «юный». Т.е., как мы привыкли видеть и читать: «юный натуралист», «юный спортсмен» и т.п., тем самым нивелируется негатив от слова «токсикоман». Ниже слово «юный» идет в паре и со словом «наркоман».
2. Прием «Обращение к авторитетам».
Дословно по тексту: «К сожалению, и природа позаботилась о том, чтобы люди получали вредные вещества от нее самой, а не только от химии. Существуют немало растительных веществ, которые вызывают дурман. Этот дурман – наркотический (от слова «наркотики»)». (выделено в учебнике).
Да, действительно трудно противостоять наркотикам, когда сама природа этого не хочет. У ребенка формируется убеждение фатальной неизбежности в приобщении к наркотикам. Даже если он сам не поддастся соблазну испытать дурман, природа об этом позаботится.
Подкрепляется данное содержание материалом на следующей странице, где раскрываются три основные стадии протекания токсикомании и наркомании. Дословно: «III стадия. Отсутствие наркотиков в организме приводит к страшным физическим страданиям. Происходит быстрое одряхление организма, а затем – его гибель.» Налицо связывание через курсивное выделение слова «наркотический» двух содержаний: где речь идет о заботе со стороны природы и предложения, в котором дается характеристика III стадии. Заметьте, как все перевернуто: причина страшных физических страданий и быстрого дряхления организма не в том, что человек потребляет наркотики, а в отсутствии наркотиков в организме.
3. Прием «Команды, заключенные в вопросах».
Текст параграфа: «16-летняя девочка приобщилась к наркотикам с 12 лет. На вопрос, интересуются ли родители ее отношением к наркотикам, она ответила: «Один раз в год. Но я на эти вопросы не отвечаю. Это мое личное дело.». Далее следуют вопросы с заранее прогнозируемыми и подготовленными ответами: «Как вы думаете, являются ли вопросы курения, потребления алкоголя и наркотиков только личным делом каждого человека? Имеют ли они отношение к праву ребенка на «защиту от посягательства на личную жизнь», записанному в статье 16 Конвенции о правах ребенка (см. параграф 2)?». (выделено в учебнике).
Хитрость заключается в выделенных вопросах, поскольку они предполагают более развернутый ответ. Тот тип слов, которые стоят в начале вопроса («Как вы думаете,…»), на самом деле являются ловушками для сознания. Ребенок, читающий этот и подобный вопросы, обращает внимание на расставленные ловушки, а остальная часть вопроса проникает в его подсознание без задержки. Действие подобных «ловушек» проиллюстрируем таким вопросом. Например, у автора данного учебника кто-нибудь спрашивает: «Яков Владимирович, как Вы думаете, Вы вполне сознательно через Ваш учебник приобщаете детей к наркотикам, или это получается у Вас случайно?».
Более того, если мы все же отошлемся в параграф номер 2 и полностью его прочитаем, то, исходя из прочитанного поймем, что ребенок имеет право на защиту от посягательств взрослых на его личную жизнь и даже в случае потребления им наркотиков. Тем более, что параграф номер 2 снабжен примером, когда 13-летняя американка подала в суд на своих родителей за их чрезмерную требовательность. Выстраивается новая инструкция для подсознания, теперь уже для девочек (в отличие от первого примера, где фигурировал токсикоман -мальчик): в 12 лет можно приобщаться к наркотикам (как раз возраст шестиклассников), в 13 лет можно начинать отстаивать свою независимость более агрессивными способами, и тогда к 16-ти годам можно будет добиться такой же самостоятельности и взрослости, как у нашей героини. Причем, показывается, что не смотря на ее 4-х летний стаж употребления наркотиков, ничего плохого с этой девочкой не случилось. Она не потеряла способность отвечать на вопросы, и вообще, выглядит она, скорее всего, очень неплохо, если родители ничего не замечают и только раз в год интересуются ее отношением к наркотикам.
4. Прием «Команды с отрицанием».
Хрестоматийный прием манипулирования сознанием, широко расписанный в популярной психологической литературе. Например, советы психолога родителям: в разговоре с детьми старайтесь избегать частички НЕ, иначе добьетесь обратного эффекта. Или, если Вы хотите повысить свою смелость в какой-либо ситуации, не надо убеждать себя «мне не страшно», результат будет прямо противоположным. Все дело в частичке НЕ. Она подсознанием не воспринимается. Остается лишь один глагол (либо другая часть предложения). В психологической науке это хорошо известная истина. Тем не менее, в параграфе присутствует лозунг:
НИКОГДА НЕ ПРИКАСАЙТЕСЬ К НАРКОТИКАМ
Представление школьника сначала рисует себе, что он прикасается к наркотикам, а уж затем он постарается усилием воли каким-то образом это отрицать. Но дело уже сделано, очередной барьер в подсознании ребенка на пути к наркотикам снят.
5. Прием «Пресубпозиция (либо предположение)».
В задании под номером 3 ученикам предлагается осуществить конкретное аналитическое действие:
«Какие качества человека могут приблизить его к потреблению наркотиков, а какие – отдалить:
малодушие трусость
стыдливость любопытство
зависть порядочность
выдержка жизнерадостность
мужество ум
Объясните свой выбор. Приведите примеры действия этих качеств в ситуациях, связанных с потреблением наркотиков».
Данную технику манипулирования называют еще «Иллюзией выбора». Потребление наркотиков искусно предполагается в любом выборе. Наркотики здесь будут или приближены, или отдалены (заметьте, не исключены полностью, а лишь отдалены). Причем, ближе и дальше – понятия относительные. Каждый ученик на свое субъективное расстояние их или приблизит к себе или отдалит от себя. Почему он будет примеривать их на себя? Да потому что все перечисленные качества имеют к нему самое непосредственное отношение, поскольку он неоднократно их слышал от родителей, друзей, учителей (в том смысле, что от каких-то качеств необходимо избавляться, а какие-то воспитывать в себе).
При объяснении учеником своего выбора, и когда он приводит примеры действия этих качеств в ситуациях, связанных с потреблением наркотиков, задействованы еще две психотехники:
а) причинно-следственное связывание обязательного типа (получается, что любые качества всегда действуют в ситуациях, связанных с потреблением наркотиков. Обладай мы самым лучшим набором человеческих качеств, мы всегда будем связаны с потреблением наркотиков);
б) ограничение диапазона представлений ученика посредством приложения более обобщенных понятий (зависть, любопытство, мужество и т.п.) к более конкретному действию (потребление наркотиков)…
Более подробно на НСНБР:Водействие на личность. Скрытые техники. Экспертиза.
www.nsnbr.ru www.nsnbr-internet.org www.nsnbr.info
www.nsnbr.org www.nsnbr.net www.nsnbr.com www.mcrsi.ru www.dipnsnbr.com www.sekretariat-nsnbr.ru www.nsnbr-doctor.net www.nsnbr-advocat.net национальная безопасность www.nsnbr-radio.com
www.security.nsnbr.ru www.internet.nsnbr-advocat.net www.internet.sekretariat-nsnbr.ru www.ru.nsnbr.ru www.ognivcev.sekretariat-nsnbr.ru www.internet.mcrsi.ru www.council.nsnbr.ru www.internet.nsnbr-doctor.net www.internet.nsnbr.ru www.video.nsnbr.ru www.ognivcev.mcrsi.ru www.com.nsnbr.ru www.ognivcev.nsnbr.ru www.karate.nsnbr.ru www.dip.nsnbr.ru
© 2013, Неправительственный совет национальной безопасности России
Уведомление: Воздействие на личность в системе образования. Экспертиза техник скрытого воздействия… Антинаркотики. История. » МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЦЕНТ
Уведомление: Экспертиза техник скрытого воздействия в образовании | Секретариат Неправительственного совета национальной безопасности России. Video. Sekre